ТРАЕКТОРИЯ НАУКИ www.pathofscience.org

Электронный научный журнал . – 2016. – № 2(7) ISSN 2413-9009
Раздел «Образование» 5.1
Пять основных правил, способствующих развитию детского технического творчества
Вараскин Владимир Николаевич
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Станция Юных Техников №2» высшей категории г. Таганрога, педагог дополнительного образования, кандидат педагогических наук, доцент, Россия
 
Аннотация. В статье рассматриваются формы и методы работы детского технического творчества в России в сравнительном анализе с направлением этой деятельности в других странах. В результате анализа деятельности детского технического творчества на современном этапе его развития выведены пять основных правил, способствующих развитию детского технического творчества.
Ключевые слова: детское техническое творчество, моделирование, конструирование, самосовершенствование, воспитание детей и подростков, социальное партнёрство, творческие способности.

Введение
Детское техническое творчество всегда было интересным для детей разного возраста. Сделать что-нибудь своими руками, а затем это подарить близкому человеку является вершиной айсберга детского технического творчества. Изготавливая модель, ребёнок проявляет творческую самостоятельность и стремится познать окружающий мир с помощью модели, поскольку ее изготовление требует глубоких знаний в разных направлениях науки и практики. Создавая что-то своими руками, человек проявляет свою исследовательскую натуру, что, в свою очередь, является основной составляющей творца, а не потребителя. У детей и подростков потребность творить проявляется предметнее, чем у взрослых. При разнообразном поощрении этой потребности у детей и подростков появляется устойчивое желание самосовершенствования.
Известно, что направленное техническое творчество развивает у детей и подростков пространственное мышление, которое впоследствии поможет легко понимать геометрию и инженерное дело. Когда дети и подростки с увлечением занимаются техническим творчеством, они забывают о смартфонах, компьютерах, телефонах и т. п., поскольку интересное дело их полностью увлекает, побуждает к изучению литературы, раскрывающей те или иные направления технического творчества.
Ученые Т. В. Кудрявцев, И. С. Якиманская в своих исследованиях делают акцент на том, что: «Своеобразие технического мышления заключается в его специфической трёхкомпонентной структуре: понятийно-образно-практической» [5]. Таким образом, актуальность детского технического творчества и его использование в теории и практике современного воспитания неоспорима.

Цель статьи – выявить сущность детского технического творчества в виде правил, способствующих эффективному развитию детского технического творчества.
Объектом исследования явилось детское техническое творчество. Предметом исследования стало детское техническое творчество и его влияние на современную теорию и практику воспитания.
Чтобы реализовать сформулированную цель были поставлены и решены следующие задачи:
- определены роль и значение детского технического творчества для современного воспитания детей и подростков;
- выделены и охарактеризованы основные правила, способствующие развитию детского технического творчества;
- показана реализацию детского технического творчества в условиях социального партнёрства учреждений дополнительного образования и общеобразовательных школ.
Результаты исследования
Селестен Френе французский педагог-реформатор говорил относительно общеобразовательной школы следующие слова, которые также подходят и для современного дополнительного образования: «Мы бы хотели до нуля сократить плановые кабинетные уроки (магические разъяснения в бесчисленных вариантах, за которыми следуют упражнения, «вдалбливание» и контроль). Приёмы и вспомогательные средства, разработанные нами на практике вместе с тысячами учителями, являются залогом обогащения и роста учащихся ...» [6].
Многие родители утверждают, что детские конструкторы должны формироваться без особых сопроводительных инструкций, поскольку точные руководства отталкивают детей и подростков от проявления личного творчества, а комплект разнообразных деталей и компонентов даёт возможность самостоятельно конструировать любые модели.
Б.Т. Войцеховский напротив убеждён в том, что развитие творчества учащихся происходит при конструировании по схеме (простейшему чертежу), что также представляет собой один из видов конструирования по образцу. Эта разновидность конструирования, вопреки существующему мнению, обладает определенными внутренними ресурсами в плане развития творческих способностей детей и подростков [2].
Известно, что детское техническое творчество хорошо развито в западных странах, таких как Франция, Германия, Великобритания, Швейцария, Чехия, Финляндия, США. Организация технического творчества в этих странах осуществляется, преимущественно, в индивидуальном порядке и очень редко в клубах, созданных на любительских основах. Они, в большей степени, имеют спортивно-техническую направленность, но при этом детское техническое творчество сопровождается множеством печатных
изданий, имеющих разнообразную направленность по видам моделирования и конструирования.
Т. Г. Казакова в своей работе приводит позицию учёных США – исследователей детского творчества (В. Лоунфельде, У. Ламберте, Б. Джефферсоне, Э. Крамере), считавших, что представляемые новые предметы для детей и подростков создают условия, в которых формируются эмоции, творческое логическое мышление, соответствующее предвестником открытия: «... Например, идеи Виктора Лоунфельда нередко использовались в последствии для поддержки усилий, направленных на превращение преподавания изобразительного искусства в более значимую творческую сферу исследований» [7].

Отечественные педагоги и методисты, работающие в лоне детского технического творчества, опираются на теорию, которую разрабатывала целая плеяда учёных, таких как: В. А. Горский, Е. И. Игнатьев, Н. Н. Волков, Б. Т. Войцеховский, Л. С. Выготский, В. И. Киреенко, Т. В. Кудрявцев, Г. В. Лабунская, Е. Е. Рожкова, Н. П. Сакулина, Ю. С. Столяров, Е. А. Флёрина, И. С. Якиманская.
В. А. Горский рассматривает общие проблемы методики обучения техническому конструированию в современной школе, показывает особенности организации занятий техническим творчеством и раскрывает логику конструирования устройств и содержание работы в основных этапах деятельности этих устройств. Предлагаемые формы и методы помогут учителю приобщить школьников к проектно-конструкторской деятельности и оказать им психолого-педагогическую поддержку в их социальном и профессиональном самоопределении в рамках технического творчества [4].

Мы также взяли их за основу и разработали пять основных правил, способствующих становлению детского технического творчества на современном этапе развития общества.

Правило первое гласит о следующем – у детей и подростков в доме должно быть своё место, где он мог бы свободно заниматься техническим творчеством.

Правило второе – у детей и подростков должно быть личное свободное время и достаточно простые занятия, в которых они мог бы проявить творческие задатки к моделированию и конструированию.
В третьем правиле – необходимо, чтобы родители или значимые для ребенка взрослые своим примером показывали, что такое техническое творчество и привлекали бы к его познанию все пять органов чувств (зрение, слух, обаяние, осязание, вкус). Когда происходит восприятие объекта моделирования с помощью всех пяти чувств, то это остаётся на всю жизнь, а дети и подростки получают полное удовлетворение от такого знакомства.
Четвёртое правило – когда дети и подростки занимаются техническим творчеством надо постараться не давать указаний. От рождения дети являются экспериментаторами и в любой сложной ситуации стараются
найти свой путь, который возможно будет отличаться от известного, но при этом будет иметь более творческую направленность.
Пятое правило – нужно идти навстречу желаниям детей и подростков в изготовлении той или иной модели, которая им интересна в данный момент времени. Помощь взрослого-руководителя даст возможность юному моделисту погрузиться в исследования конструкции модели, и он получит от производимого действия неизгладимые впечатления.
Ю. С. Столяров один из основателей детского технического творчества в России считает, что «... Первичной и наиболее массовой формой организации детского технического творчества является технический кружок. Профиль технических кружков, характер и содержание работы в них определяются возрастными особенностями, уровнем подготовки школьников и материально-технической базой» [1].

Выводы
Главная цель развития личности посредством индивидуализации учебно-воспитательного процесса состоит в создании условий для максимального самовыражения подростков [3].
Правила, сформулированные нами, и поддержанные родителями и детьми, могут способствовать успеху при занятии любимым делом в различных видах детского технического творчества. Всем участникам дополнительного образования понятно, что современные достижения науки и практики требуют адекватной подготовки технического персонала, который необходимо приучать к работе на высокотехнологичном, экономичном и экологически безопасном оборудовании уже с ранних лет.
Декларации о том, что стране нужны подготовленные рабочие являются несостоятельными без обеспечения устойчивого интереса к техническому творчеству. Для этого нужны специальные учреждения дополнительного образования, кружки технического творчества, широкая реклама по привлечению детей и подростков к детскому техническому творчеству. Именно техническое творчество детей и подростков является тем основанием, на котором можно заложить необходимый фундамент для подготовки высококвалифицированного персонала.

Перечень использованных источников
1. Столяров Ю. С. Юные конструкторы и техническое творчество / Ю. С. Столяров. – Москва : Изд-во ДОСААФ, 1966. – 166 с.
2. Войцеховский Б. Т. Развитие творчества учащихся при конструировании: из опыта работы / Б. Т. Войцеховский / под ред. А. В. Перышкина. – Москва : Учпедгиз, 1962. – 156 с.
ТРАЕКТОРИЯ НАУКИ www.pathofscience.org
Электронный научный журнал . – 2016. – № 2(7) ISSN 2413-9009
Раздел «Образование» 5.5
3. Вараксин В. Н. Специфика организации технического творчества подростков как условие преодоления их дезадаптации : диссертация ... канд. пед. наук : 13.00.01. – Таганрог, 2000. – 207 с.
4. Горский В. А. Техническое конструирование : учебно-методическое пособие / В. А. Горский. – Москва : Дрофа, 2010. – 109 с.
5. Кудрявцев Т. В. Развитие технического мышления учащихся / Т. В. Кудрявцев, И. С. Якиманская. – Москва : Высшая школа, 1964. – 96 с.
6. Френе С. Избранные педагогические сочинения / С. Ферне ; пер. с фр., общ. ред. и вступ. слово Б. Л. Вульфсона. – Москва : Прогресс, 1990. – 304 с.
7. Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества : учеб. пособие / Т. Г. Казакова. – Москва : ВЛАДОС, 2007. – 255 с.
© В. Н. Вараскин
Порядок цитирования:
Вараскин В. Н. Пять основных правил, способствующих развитию детского технического творчества [Электронный ресурс] : научная статья / В. Н. Вараскин // Траектория науки. – 2016. – №2(7). – 0,26 авт. л. – Режим доступа: http://pathofscience.org/index.php/ps/article/view/47. – Загл. с экрана.
Five basic rules contributing to the development of children’s technical creativity
Varaksin Vladimir
Municipal Budget Educational Institution of Additional Children Education “Station of Young Technicians №2” highest category of Taganrog, the Teacher of Additional Education, PhD in Pedagogic Science, Associate Professor, Russia
Abstract. The article considers the forms and methods of work of the children’s technical creativity in Russia in the comparative analysis with the direction of this activity in the countries of the western world. Five basic rules contributing to the development of children's technical creativity have been derived in the result of analysis of the activities of children’s technical creativity on the modern stage of development.
Keywords: children’s technical creativity, modeling, design, self-improvement, education of children and adolescents, social partnership, creativity.
© V. Varaskin

Пять основных правил, 

способствующих развитию детского технического творчества


                                                                                                                                     Вараскин В. Н.
Детское техническое творчество.
Развитие творческих способностей у детей.
Ретунский Вячеслав Леонидович
Педагог дополнительного образования
МБОО СОШ №10 г. о. Лобня,
Московская область.

О творчестве:
Творчество – процесс, создающий условия для развития общества в самых разных направлениях.  Отсутствие творчества в обществе ведет последнее к самой низшей ступени развития!
"Не бойтесь делать то, что не умеете. Помните, ковчег построил любитель, - профессионалы построили Титаник".                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Дэйв Барри:

Короткое вступление
Я - педагог дополнительного образования. Продолжительное время работаю в сфере дополнительного образования детей, направление моей деятельности – авиамоделирование, детское техническое творчество. Детское техническое творчество – важная составляющая общеобразовательного процесса, поэтому развитие его и поддержка крайне необходимы.
В ноябре 2012 года по моей инициативе в Центре детского творчества Лобни был организован и вновь начал работать авиамодельный кружок. Директор ЦДТ Галина Александровна Кругляк, не смотря на трудности с помещением для кружка, пошла навстречу
и лобненские школьники получили возможность заниматься интересным и увлекательным делом. Вместе с ребятами выбрали название для кружка. Сейчас АМК "Колибри" достаточно известное в Лобне творческое техническое объединение. В настоящее время кружок работает на базе МБОУ СОШ № 10 по программе дополнительного образования детей. Благодаря поддержке общественного деятеля Гурова Р. Н., директора школы Мерзликиной С. Н., дети занимаются в прекрасно оборудованном кабинете, который полностью предоставлен в распоряжение ребят. Это яркий пример того, как можно и нужно развивать детское техническое творчество.
     Ученики АМК "Колибри" принимают участие в многочисленных общегородских мероприятиях, активно участвуют в областных конкурсах  детского технического творчества.  Результатом работы ребят стали победы в различных номинациях. Ученица АМК "Колибри" М. Илларионова в 2016 году стала именным стипендиантом премии Губернатора Московской области за проект "Марс - 40".
        Создание кружка было вначале скорее всего данью моему давнему увлечению авиамоделизмом. В этом увлечении, как и во всех видах творчества,  не существует какой-то возрастной границы: авиамоделизмом занимаются и дети, и люди весьма почтенного возраста. Объяснение этому может быть только одно: это занятие удовлетворяет потребность в новых знаниях, потребность в реализации собственных идей. А из этого следует, что техническое творчество и авиамоделизм, в частности, способствуют развитию грамотной и целеустремленной личности.
            Я был знаком с прежним руководителем кружка - это был очень талантливый и увлеченный человек. По ряду причин кружок прекратил работу. А ведь детское техническое творчество необходимо, и многие дети с радостью занимаются им именно в коллективе.
            После начала работы нашего авиамодельного кружка пришло понимание того, что начинающим авиамоделистам для успешной работы надо освоить много новых технологий и приобрести много новых знаний. Поэтому главным в моей работе стало именно применение современных образовательных технологий и методов для успешного получения детьми новых знаний и навыков.

Дети и мир.
             Все приходят в этот мир детьми. И все проходят самую первую школу познания этого мира почти одинаково. Потом условия меняются, и каждый уже идет своей дорогой. Но, находясь в обществе, которое окружает  каждого из нас, мы получаем нечто общее и в знаниях, и в воспитании,  и в поступках. Значение общества, окружения в воспитании и становлении личности огромно. Это аксиома. Окружающее ребенка общество воспитывает себе подобного, давая ему кроме знаний примеры поведения, примеры морали, примеры собственного существования. Главная задача любого общества - самосохранение. Задача не такая простая, как кажется на первый взгляд. Дело в том, что результаты деятельности по организации и сохранению общества проявляются через довольно продолжительный период. Жизнь человека - слишком короткий период. чтобы увидеть результаты. 
             Но если говорить о детях,  то давайте попробуем найти общее в наших суждениях.
          Ребенок всегда интересуется окружающим миром: так это в нем заложено. Именно инстинкт самосохранения неосознанно руководит познанием всего нового и незнакомого. Бесконечные вопросы "почему" и "как" присущи всем детям в определенном возрасте. Учится ребенок достаточно быстро. Возможно, что гены определяют его стремление к познанию, а возможно и прекрасно созданные условия развития, но скорее и то, и другое вместе. Становясь старше, и видя. что его интерес к учебе замечен и поддерживается, ребенок получает положительный толчок к дальнейшему развитию через познание нового.
           Систем современного обучения, современных образовательных технологий достаточно много, но элементарные принципы, вокруг которых все и строится, не так уж и многочисленны. 
           Прежде всего, это потребность и возможность получения представления о предмете изучения. Для этого нам с детства даны разнообразные органы чувств. они помогают составить полную картину о предмете изучения, показать все его видимые характеристики. Мозг на этом этапе работает не в полную силу: здесь он используется лишь как библиотека, хранилище информации.
       Когда библиотека с возрастом наполняется и полки начинают ломиться от книг, образно говоря, включается этап систематизации полученных представлений об окружающем мире. На этом этапе ребенку необходимы дополнительные знания, которые он стремится получить. чтобы навести порядок в "своей библиотеке". Именно в этот период на помощь приходят социально организованные методы воспитания: ребенок включается в процесс организованного обучения: детский сад, школа, высшая школа.
              На этом этапе ребенок получает уже систематизированные знания, которые сам и пытается самостоятельно осмыслить. Выбрав интересное для себя, он может зациклиться на чем-то ограниченном и перестать замечать, частично или полностью, остальную предлагаемую к изучению информацию, или достаточно вяло реагировать на нее. Здесь важно этот момент "узреть" и сделать все,  чтобы заинтересовать остальной информацией. Это трудно, но вполне решаемо. На помощь могут придти и знание психологии возраста, и опыт работы с детьми. Как пример, постараться предложить нечто совершенно новое и необычное, просто похвалить за неординарную работу, помощь, поступок и в дальнейшем именно для него делать на этом акцент. Важно развивать в ребенке разностороннюю одаренную личность.
             Начальные знания, или система начальных знаний, необычайно важны для ребенка: с ними он переходит к другому. более сложному этапу, а именно, накоплению высших, сложных знаний. Я не говорю о высшей математике, до этого еще далеко! Имеется в виду момент, когда ребенок уже осознает себя достаточно самостоятельным. Если предыдущее воспитание построено было правильно, он не станет в данный период отделять себя от близкого окружения, и это очень хорошо! Здесь для него важно почувствовать, что именно близкое окружение помогает ему чувствовать себя самостоятельной личностью.
             Недостатки и ошибки человечества как раз и заключаются в том, что,  к сожалению, практически всегда теряется связующее звено познания между прошлым и настоящим. Весь опыт приходится приобретать заново, не подозревая об опыте предыдущих поколений.
          Ребенок очень быстро взрослеет, быстро обучается.  Главное в этот период – заполнить его стремление к обучению нужной информацией. И вот здесь уже от самого общества зависит качество этой самой информации. Общество, которое обучает, состоит из учителей разных направлений и предметов. Получаемые ребенком знания становятся более общими и многогранными. Если суметь преподнести их интересно, взаимосвязано, можно быть уверенным, что интерес к познанию нового у ребенка станет постоянным.

Мир и семья.
              Весь мир для ребенка – это, прежде всего, его семья. Никогда он не станет разделять эти два понятия, для него они почти равнозначны. Тепло, обучение, поддержка – это семья! Первые шаги и ступеньки в огромный мир – это семья. Здесь закладываются самые первые и самые крепкие черты характера, черты поведения.  Не стоит удивляться тому, насколько дети разные. Возраст меняется, а заложенные в детстве в семье качества остаются практически неизменными.  Общаясь вне семьи со сверстниками или с детьми другого возраста, ребенок невольно перенимает другие черты поведения, видя в них нечто полезное для себя. Родители с удивлением вдруг видят изменения в поведении своего растущего чада: положительное приветствуется, все другое отвергается. Здесь без конфликтов не обойтись.  Тот ребенок, которому в семье уделялось много времени именно на воспитание, не будет отвергать точку зрения родителей, пусть даже в душе не соглашаясь с ними. Тот же, кому время уделялось немного или же только на исполнение капризов, вряд ли станет всерьез считаться с чьим – либо мнением. 
     Занятость родителей на работе, загруженность бытовыми проблемами, а это сплошь и рядом, несомненно, увеличивают вероятность постороннего влияния на воспитание ребенка. Зная это, не поленитесь контролировать то время, которое ребенок проводит не с вами: не забывайте, ваши дети растут очень быстро!  Ребенок часто ждет от старших направляющей команды - старшие все-таки для него авторитет, не надо забывать об этом.  Вас никогда не удивляло то, что порой, не слушаясь родителей, ребенок строго следует указаниям тренера или учителя на занятиях? Задумайтесь над этим!    
Бывает так, что при всей видимости прекрасных отношений ваш ребенок начинает терять те нити, которыми был привязан к вам. Что делать в таких случаях?  Ежедневно и ежечасно восполнять то, что было утеряно в ваших взаимоотношениях!  Не надо бояться, что ваши дети становятся более самостоятельными – им не вечно жить рядом с вами. Приходит время расставания, переездов, время новых отношений. Если вы всегда понимали друг друга, это останется на всю жизнь. И никогда ваш ребенок не будет противопоставлять такие понятия, как семья и мир.
 
Ребенок и коллектив.
             Каждый растущий ребенок нуждается в коллективе. Коллектив – это тоже одна из составляющих огромного мира. Коллектив – это кладовая общих и доступных знаний.  Да, коллективы бывают разные и редко однородно – идеальные. Тем не менее, не надо опасаться влияния чего-либо отрицательного на личность подрастающего ребенка. Здесь мы говорим о коллективе вполне подходящем по духу и нравам для вашего ребенка.  Коллектив принимает ребенка с самого юного возраста: во дворе, в детсаде, в школе. Так же, как коллектив влияет на вашего ребенка, так и ваш ребенок влияет на этот самый коллектив. Так что здесь можно увидеть обоюдную выгоду. Старший,  будь то учитель, воспитатель  или просто прохожий,  сделает доброе дело, если укажет коллективу на положительные  черты  кого - либо, или же, наоборот,  на отрицательные – авторитет старшего здесь играет большую роль.
             По роду занятий, находясь в тесном общении с детьми разного возраста, мне прекрасно видно, как происходит становление личности с юных лет. Не надо идти знакомиться с родителями моих учеников – все как на ладони. Понятно, где дети не чураются никакой работой, - а это правильно поставленное воспитание трудом, где дети добры к окружающим, - а это отношения родителей с детьми, друзьями и соседями. Таких «оттенков» очень много. Стремление к интересному, к познанию, взаимопомощь, бескорыстие, ответственность – присущи  почти всем детям, с которыми я работаю. На занятиях приходится постоянно выделять чью – либо работу, поступки.  Сила коллектива в том, что в нем формируется в такие моменты черта подражания чему – либо правильному, что предполагает аналогичное поведение. Все это без ненужного давления и принуждения. Здесь,  скорее всего, играет значительную роль многократное повторение и обращение окружающих на ситуацию. Наш мозг устроен таким образом, что многократное повторение оказывает положительный эффект на запоминание, понимание и становление манеры поведения. 
              Дети не боятся работы. На первый взгляд может показаться, что у них присутствует нежелание убрать рабочее место после занятий, тем более, если это общее рабочее место. Единицы включаются в процесс уборки сразу – они знают, где стоят щетки, совки и что надо делать. Остальные не понимают, что и как надо делать. Ну не было еще этого в их жизни до настоящего момента, с этим они сталкиваются впервые!  Немного настойчивого объяснения и видишь, что уже все вместе делают так неожиданно ставшую понятной работу. Именно понятной! Ребенок боится именно непонимания и незнания чего – либо.
Великое дело убедить его, что незнание - это всего лишь временное явление. Это успокаивает и позволяет не тратить много энергии на переживания. Это трудно и для него, и для руководителя, тем более, когда в одной группе занимаются дети разного возрастного диапазона.
             С чем столкнулся я в коллективном обучении: приходится ломать стереотипы взглядов, принесенные из младшего возраста. Приходится очень часто заострять внимание на том, что объяснять я буду для всех, а не каждому по отдельности. Многие ждут, когда закончится это объяснение и учитель займется только с ним. При этом все сказанное кому – то попросту пропускается мимо ушей!  Радует только одно, пожалуй, нечто такое и самое главное: не смотря на такие трудности,  дети не разочаровываются в занятиях. Они привыкают к коллективу, к новым товарищам, к своему рабочему столику и их тянет сюда снова. Надеюсь, что со временем это даст какой-то положительный эффект и в их совершенно других  делах  и начинаниях.  

Ребенок и здоровый образ жизни
             Все родители мечтают о здоровом образе жизни для своего ребенка. Это естественно. Интересы, пропагандируемые обществом, не всегда совпадают с намерениями родителей, учителей. Очень часто под видимым доброжелательным ярлыком скрываются интересы коммерческие, антисоциальные. В наше время ребенку бывает невозможно разобраться, что полезно. а что нет. Такое великое изобретение, как интернет часто используется только для развлечения и пустого времяпровождения.  Малоподвижный образ жизни плохо сказывается на всех, а на детях в первую очередь. Поэтому большой популярностью пользуются сейчас спортивные секции, занятия танцами, спортивные мероприятия на свежем воздухе - это здорово! Ребенок должен привыкнуть к тому, что здоровье - всему голова. Время, проведенное на свежем воздухе. пожалуй, самое полезное, но проведенное с пользой, а не в пустом безделье и скуке.  Но - кроме игр и отдыха существует школа, школьные задания, какие-то, пусть и небольшие, обязанности. Родители приводят детей в кружки, секции - дети ищут себя и выбирают то, что им интересно.
     Загруженность детей занятиями сейчас необычайно высока. Использовать свое время правильно у них получается не всегда. В ущерб чему-то время используется не рационально.
             Я не зря начал с того, какое влияние на ребенка оказывает интернет. Знаю примеры, когда на игры тратится не только время, но не малые суммы денег: так все это затягивает.  Если говорить прямо - интернет часто используется для навязывания образа жизни, совершенно чуждого и вредного. Виноват ли в этом интернет? Нисколько! Просто часто он используется в чрезмерно корыстных коммерческих целях. Почему я делаю упор на интернете, да потому, что в настоящее время ничто не оказывает такого большого влияния на формирование личности, как интернет. Даже телевидение отступает на второй план, я не говорю уже про книги.
             Распорядок ребенка должен строиться, конечно, родителями. Даже не смотря на его плотность (причем ждать выходные не нужно), в нем должны присутствовать и прогулки, и активный отдых, и интересные для ребенка занятия - это то. что дает разрядку, что помогает не переутомляться и зацикливаться на чем-либо. Хорошо сказывается на настроении и общем настрое чтение книг, особенно чтение вслух - к этому стоит приучить ребенка. Ознакомившись с докладом

Здоровьесберегающие технологии в школе
Автор: Костенко Лариса Васильевна 
Место работы: МОУ СОШ № 2 г. Ноябрьска, зам. дир. по УВР
http://pandia.ru/text/79/427/24076.php ,
я был и удивлен и поражен приведенными цифрами. Что такое нагрузки в современной школе: дань современному прогрессу или нечто иное? Как бы там ни было. факт остается фактом - наши школьники имеют гораздо меньше свободного времени. чем в прошлые годы. Нет, они находят время и для спортивных секций, и для занятий танцами, музыкой, техническим творчеством, но им приходится достаточно сильно уплотнять свой учебный график.
     Что можно советовать в данной ситуации? Остается только констатировать приведенные факты. Помощь родителей в организации учебного процесса очень велика. Все должно быть по максимуму построено рационально, причем без ущерба для отдыха и занятиям любимыми делами. Успевающим ученикам, несомненно, придется легче, времени на уроки у них будет уходить меньше и без всякого ущерба для учебных предметов. Поэтому, прежде всего, каждый ученик должен стать успевающим учеником. Трудно, но к этому стоит стремиться. Следует исключать пустые и совершенно не нужные часовые траты времени на компьютерные игры, хотя, хорошо зная своего ребенка, позволяйте в случае необходимости "отключаться" от информации и таким образом. 
             Нежелательно даже в самых безвыходных ситуациях уменьшать время сна, отдыха. Резервы здоровья ребенка не должны страдать - усталость сильно снижает иммунитет. 
             Необходимо выбрать приоритеты и следовать им. Что важнее, должны решать родители, считаясь с мнением ребенка, нельзя злоупотреблять своим авторитетом родителя, все волевые решения должны быть разумны и обоснованы. Следует понимать, что нельзя везде успеть и все задуманное сделать - если вашему ребенку это удается всегда, значит где-то приходится тратить из неприкасаемых запасов иммунитета и здоровья.
             Любое закаливание, стрессы полезны только тогда. когда это не переходит разумных границ. Так устроена наша жизнь, что стрессы в ней занимают много места и значения. Усталость, холод. голод. переедание - все это стрессы для организма.
             Что касается стрессов: насколько они вредны? 
             Лично я склоняюсь к тому, что в стрессах присутствуют и положительные начала, другое дело, каков этот стреcc! Само определение стресса я могу обозначить, как неожиданное и резкое изменение состояние организма, обусловленное резким изменением внешних факторов. В такой ситуации  происходит увеличение нагрузки на все системы и органы организма. Порой не всегда и взрослый организм способен справиться с такой нагрузкой! 
             Поэтому, понимая, что для ребенка, только начинающего учиться и познавать мир, стрессом является буквально все, необходимо строить образовательный процесс по принципу «от простого к сложному».  Самый простой пример, это ощущение неуверенности в своих силах. На занятиях мне приходится с этим сталкиваться постоянно. Главное здесь поддержать, объяснить малозначительность этого факта для дальнейшего обучения и вселить уверенность в преодолении этого незнания. Важно помочь выйти из данной ситуации, показать простоту ее разрешения. используя все возможные и доступные простые решения. Главное вселить уверенность, что из всех сложных ситуаций есть выход. Постепенно ваша уверенность передается ребенку, и даже незнание чего - либо не будет в дальнейшем причиной для расстройства.
     Что выбрать и что важнее - никто и никогда Вам однозначно не скажет. Мир многогранен, и проблемы и возникающие задачи в нем ежедневны и многообразны. Сильная, организованная и образованная личность будет справляться с такими проблемами достаточно легко.
     
Как научить быстрее
В предложении "Как научить быстрее"  - три слова. Слово "быстрее" в нашем случае не самое главное, а стоит обратить внимание на "как" и "научить". В слове "быстрее" будем подразумевать конечный положительный результат, как наиболее важный фактор. Немного мудрено, но понятно.
В публикации «Пять основных правил, способствующих развитию детского технического творчества»  Вараскин В. Н. пишет:
«Отечественные педагоги и методисты, работающие в лоне детского технического творчества, опираются на теорию, которую разрабатывала целая плеяда учёных, таких как: В. А. Горский, Е. И. Игнатьев, Н. Н. Волков, Б. Т. Войцеховский, Л. С. Выготский, В. И. Киреенко, Т. В. Кудрявцев, Г. В. Лабунская, Е. Е. Рожкова, Н. П. Сакулина, Ю. С. Столяров, Е. А. Флёрина, И. С. Якиманская.
В. А. Горский рассматривает общие проблемы методики обучения техническому конструированию в современной школе, показывает особенности организации занятий техническим творчеством и раскрывает логику конструирования устройств и содержание работы в основных этапах деятельности этих устройств. Предлагаемые формы и методы помогут учителю приобщить школьников к проектно-конструкторской деятельности и оказать им психолого-педагогическую поддержку в их социальном и профессиональном самоопределении в рамках технического творчества .
Мы также взяли их за основу и разработали пять основных правил, способствующих становлению детского технического творчества на современном этапе развития общества.
Правило первое гласит о следующем – у детей и подростков в доме должно быть своё место, где он мог бы свободно заниматься техническим творчеством.
Правило второе – у детей и подростков должно быть личное свободное время и достаточно простые занятия, в которых они мог бы проявить творческие задатки к моделированию и конструированию.
В третьем правиле – необходимо, чтобы родители или значимые для ребенка взрослые своим примером показывали, что такое техническое творчество и привлекали бы к его познанию все пять органов чувств (зрение, слух, обаяние, осязание, вкус). Когда происходит восприятие объекта моделирования с помощью всех пяти чувств, то это остаётся на всю жизнь, а дети и подростки получают полное удовлетворение от такого знакомства.
Четвёртое правило – когда дети и подростки занимаются техническим творчеством надо постараться не давать указаний. От рождения дети являются экспериментаторами и в любой сложной ситуации стараются найти свой путь, который возможно будет отличаться от известного, но при этом будет иметь более творческую направленность.
Пятое правило – нужно идти навстречу желаниям детей и подростков в изготовлении той или иной модели, которая им интересна в данный момент времени. Помощь взрослого-руководителя даст возможность юному моделисту погрузиться в исследования конструкции модели, и он получит от производимого действия неизгладимые впечатления.
Ю. С. Столяров один из основателей детского технического творчества в России считает, что «... Первичной и наиболее массовой формой организации детского технического творчества является технический кружок. Профиль технических кружков, характер и содержание работы в них определяются возрастными особенностями, уровнем подготовки школьников и материально-технической базой»
(ТРАЕКТОРИЯ НАУКИ www.pathofscience.org Электронный научный журнал . – 2016. – № 2(7) ISSN 2413-9009)
     Современным детям доступно многое, они знакомы со многими технологиями, кем-то разработанными и преподносимые, как готовый результат - только используй. Алгоритм использования всего этого прост и понятен: стоит только один раз ознакомиться и пользуйся, постепенно осваивая "новые уровни".
             На самом деле в жизни все выглядит несколько иначе. Одно дело быть докой в навязчивом виртуальном мире, но совсем другое чувствовать себя в мире реальном, когда сталкиваешься с вещами простыми, но плохо понятными. Поверьте мне на слово, но я ежедневно сталкиваюсь с неспособностью детей самостоятельно решать самые простые задачи.
             Начнем с того, что когда, работая по плану занятия и подразумевая некоторый начальный уровень знаний у ребенка, объясняешь простейшие операции по изготовлению модели, детали, экспоната видишь, что выполнить их дети не могут. Отсутствуют навыки работы с линейкой. Никто не убедит меня в том, что ученику 4-го класса простительно измерять отрезок по линейке с "1". Это в 4-ом - то классе! Здесь даже не может идти и речи о каких-то допущениях. Причем идет речь о способном и активном ребенке, которого я отмечаю, как очень способного.
             Однажды ради интереса я дал задание всем ребятам разделить рейку на три равные части (участвовали ученики с 3 по 6 класс): никто не смог это сделать правильно! А ведь весь смысл обучения это уметь применять свои знания на практике. И если с теорией у ребят все нормально и учатся они на 4 и 5, то явно не хватает практики в применении своих знаний в жизни. Вот отсюда и видно, насколько важно для ребят техническое творчество. К ученикам 1-ых и даже 2-ых классов другое отношение. Первоклашки - это бывшие детсадовцы, они только - только начинают учиться всему, что есть на занятиях кружка. Второклассники уже поопытнее, но не настолько, чтобы что-то сделать самостоятельно - это в общем. Так вот: и среди первоклассников и второклассников есть ребята, которые все схватывают налету, ясность их мышления поражает. Таких немного, но сам факт доказывает то, что где-то в самом начале этим детям было уделено больше внимания в развитии их мировоззрения. Не думаю, что они настолько способнее остальных, просто воспитание и образование их пошло изначально по другому пути.
А из этого можно и надо сделать вывод, что неумение сделать простейшие вещи определяются не способностью ребенка в определенном возрасте, а методами и правилами его обучения.
             Иногда на уроках в самом начале я начинаю давать "контрольные задания" - дети с удовольствием их выполняют. Задания простейшие, например: вырезать из «потолочки» (наш самый простой и легко податливый материал – белая гладкая потолочная плитка) прямоугольник с заданными сторонами и провести ось симметрии. Правильный процент выполнения задания не более 15 процентов. Это лично меня заставляет задуматься. Начинаешь понимать, что тема авиамоделизма на наших занятиях не самое главное - гораздо важнее научить ребенка правильно мыслить, применять на практике те знания, которые в данном возрасте просто обязательны.
             Некоторые дети на занятиях впервые увидели рубанок. Они смотрели на это чудо, как, скажем, я когда-то смотрел на наш советский луноход. Даже такая мелочь в познании детьми чего-то нового радует.
             Работают дети на занятиях с большим удовольствием! Этому можно найти объяснение: это и привыкание к коллективу, и великие планы в самостоятельных постройках чего-то придуманного самим, и многое интересное из того, что им преподносится на новых уроках.
             Потом, желание увидеть результаты своего труда, заставить самолетик полететь и полететь не хуже, чем у других. Дух соревнования и соперничества присутствует и поддерживается. Работают ребята чаще парами, редко самостоятельно - это уже как кому нравится.
             Еще раз привлеку внимание тем, что не забывая поддерживать менее опытных и помогая им, хочу выделить ребят способных с той целью, что они служат примером и доказательством больших возможностей, заложенных в детях, просто это иногда не поддерживается, распыляется на что-то готовое понятное виртуальное.
             Первое пожелание родителям: научите ребенка работать с линейкой, циркулем, транспортиром. Не забывайте, что строительство самолета, корабля, забора на даче, в конце концов. Начинается с прямой линии.
            Исходя из вышесказанного, при ведении занятий я теперь делаю упор на обучении самым элементарным вещам. Есть ли это у детей в школьной программе или нет, это не главное. Главное показывать новое, развивать мышление и способность на примерах делать вывод о похожих явлениях в других сферах. Ребенок должен учиться мыслить! Не обязательно, что все сказанное сразу станет понятным - оно отложится в сознании и через какое-то время проявится в нужный момент.  Мир мы познаем всю жизнь и хорошо, когда ребенок с малого возраста включается в этот процесс. А узнать есть чего и откуда, главное брать то, что потом действительно понадобится. Принцип «делу время. потехе час» в наше время как никогда актуален.
             Итак, самый главный принцип в нашем случае, когда память ослаблена уже готовыми телефонными "игровыми технологиями" - многократное повторение. От этого никуда не деться. Механическая память - одна из многих возможностей познания и изучения. На занятиях кружка ребята делают по две-три модели, раз от раза совершенствуя свои навыки. Одно и то же приходится объяснять неоднократно, но установлено правило - объяснение делается для всех. После такого объяснения исключения делаются для самых маленьких. Третьеклассники и более старшие, те, кто не прислушивался, когда слушали все, вынуждены работать самостоятельно: это тоже метод заставить включить свою голову для работы. Да, после пропуска объяснения приходится трудно, но раз от разу вырабатываются внимание, самостоятельное мышление. И старшеклассники, должен сказать, часто ждут готовых подсказок, готовых решений. Поэтому используемые в современной школе технологии проблемного обучения имеют самое непосредственное применение на наших уроках.
          Знания усваиваются в процессе занятия, причем каждый усваивает их самостоятельно и по-своему. Самое главное – увидеть, что эти знания "прижились". И важно практически уметь применять полученные новые знания, именно практически, в этом и заключается весь смысл обучения.
          Что важно в процессе обучения не забывать и постоянно контролировать: обязательно чувствовать настрой каждого из учеников на выполняемую работу, плохо, если ребенок разуверится в себе и в своих способностях и попытается найти для себя совершенно в другом месте более легкое занятие, навсегда забыв о своей мечте. Поэтому своевременная помощь, поддержка и похвала помогут поверить в себя. Ребенок должен видеть, что в коллективе он наравне со всеми, его статус поддерживается преподавателем - это успокаивает и вселяет надежды на успех.
             Сохранить состав учебной группы в процессе всего обучения не так-то просто, в группе, как я уже говорил, занимаются дети разного возраста и с разными способностями. Необходимо, при всем стремлении следовать общему плану, программе обучения, работать персонально с каждым, поддерживать его задумки, его методы и решения поставленных задач. объясняя и делая упор на более рациональных и правильных решениях.
     Это дает свои положительные результаты. Коллектив учеников достаточно сплочен, присутствуют элементы взаимопомощи, дети всегда выручают друг друга и делятся материалами, инструментами. Процент сохранения состава очень высокий - более девяноста процентов. Ни одному ребенку, желающему заниматься в нашем кружке, не было отказано. Возраст обучающихся 7 – 15 лет. Старшие и более опытные ребята всегда готовы помочь младшим и новичкам.
Технология проблемного обучения
          Технология проблемного обучения - это как раз то, что широко применяется на наших занятиях: дети постоянно сталкиваются с чем-то новым, не понятным, что требует "включить" собственный мыслительный процесс. Они не остаются один на один с какой - либо проблемой - обязательно в самом начале следует достаточно полное описание задания, описываются способы выполнения, примерная последовательность действий. Далее предоставляется полная свобода действий, когда ученик сам должен решить, как ему правильно работать и получить конкретный результат.
             Позитивным фактором работы в коллективе является как раз то, что можно посмотреть и спросить у других, переделать, если не получается, попросить помощи у товарища.  Ниже размещена ссылка на доклад по технологии проблемного обучения:

Технология проблемного обучения
Автор: Шевцова Ирина Александровна 
Место работы: ГБОУ СОШ №285
Учитель начальных классов
http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/142-preschool-pedagogy/2015--q-q
Поскольку, как было сказано, у нас в группах очень широкий возрастной диапазон, технология проблемного обучения очень актуальна для нас. И, повторюсь, наряду с основной программой по авиамоделированию я придаю большое значение и развитию общего технического кругозора. На занятиях приветствуется любое проявление самостоятельности в выборе конструирования и изготовления модели, пусть даже это не связано с нашим основным направлением.
Вопросов на занятиях бывает много и они разнообразны. Если я вижу, что ребенок может самостоятельно справиться с возникшей трудностью, совет дается только один – надо включить собственный мыслительный процесс. Ученикам младших классов помощь всегда оказывается, но и им оставляется поле для решения проблем самостоятельно.
Дети, только начинают познавать мир, знания, которые им предлагаются к изучению много и они обширны. Постепенно приходит опыт, новые знания, интерес к творческой работе. Не важно, кем станут дети по профессии во взрослой жизни: главное, что это будут хорошие и уверенные в себе специалисты.
Велико значение того, как родители учеников относятся к увлечению своих детей. К моей радости многие родители сами увлечены тем, чем занимаются дети. Контакты с родителями постоянны, консультации и помощь необходимы и оказываются постоянно. Активное участие родителей в наших соревнованиях и мероприятиях радует и приносит положительные результаты. В наше время забота по обеспечению детей материалами и оборудованием лежит именно на родителях и поэтому значение поддержки детского технического творчества самими родителями велика и значима.
План работы, мероприятия, успехи учеников
         За более чем четыре года существования авиамодельного кружка сложился определенный порядок, по которому и строится вся работа. Были разработаны программы для первого и второго годов обучения. Были разработаны методички, пособия, приспособления для работы, подготовлен и выпущен обучающий диск «Аэродром на коленях».
Исходя из уровня подготовки учеников, а в кружок в начале года приходят в основном новички, имеющие очень маленький опыт в авиамоделизме и в техническом творчестве в целом, вся работа строится на том. чтобы вначале дети освоили самые простые приемы работы, научились методам безопасной работы, стремились к конечному результату. Вся программа рассчитана на два года: срок не большой, но и не малый. За это время к ученикам приходят и умение, и уверенность в своих силах.
             В работе используется простой и доступный материал, достаточно недорогой, который легко обрабатывается. Инструменты самые простые. Сразу показывается на самых первых занятиях, что можно сделать из этого материала - это очень впечатляет, поскольку все модели и экспонаты действующие и аккуратно выполнены.
             Основное направление в работе АМК "Колибри" - радиоуправляемые авиамодели. делается все, чтобы научить строить самостоятельно и самому испытать свои модели в воздухе. Опыт показывает, что возможности у детей достаточно высокие: при помощи и поддержке старших, помогая им в работе, можно увидеть и высокие результаты. Так в кружке подготовлен и обучен полетам достаточно юный пилот (Семилетов Никита, школа № 7) - достаточно редкий случай. когда второклассник сам построил и испытал в воздухе свою модель, причем все обошлось без поломок и аварий. Надеюсь, что этот пример будет не единственным.
Хочу отметить. что в кружок принимаются дети с семи лет, никому не было отказано в посещении занятий, не смотря на то, что группы в начале учебного года обычно переполнены. Иногда делаются исключения и принимаются дети. которым не исполнилось и семи.  Пусть нам трудно пробиться на серьезные соревнования, но зато в наших учебных группах заняты дети и самого младшего возраста.
             Обычно, в начале учебного года, и младшая, и старшая группы делают одни модели - модели "металок". Это небольшие планера, по которым в Лобне уже четвертый год мы проводим соревнования среди школьников. Соревнования в разных возрастных группах, поэтому ничьи возможности не ущемляются.  Всего за год проводятся четыре, ставших уже традиционными, городских мероприятия, в которых самое активное участие принимают ученики АМК "Колибри".
             Каждый год наши ребята участвуют в областных конкурсах - выставках и получают на них первые и призовые места. Наши работы замечены и отмечены Губернатором Московской области.
             Сохраняемость списочного состава учеников достаточно высока, это говорит о высоком интересе детей к техническому творчеству.
             Задача двух лет обучения - это увлечь ребенка творчеством, помочь развить в нем заложенные способности, дать самые первые уроки мастерства. В дальнейшем необходимо поддерживать направление в творчестве, использовать многочисленный опыт других, научить интересу к новому и прогрессивному.
         В плане работы на первый год обучения предусматривается постройка самых простых, не сложных моделей. Задача здесь состоит в том, чтобы ребята научились аккуратно работать с материалом, соблюдать технологию и последовательность в сборке чего-либо. Группа первого года обучения состоит из учеников разного возраста. это создает определенный трудности в процессе обучения, но от этого никуда деться нельзя. Здесь помогает и выручает то, что более  старшие могут помогать младшим ученикам.
             Стремление строить сразу достаточно сложные модели присутствуют у всех учеников. Отсюда и уверенность в том, что им все по плечу. Но на деле оказывается, и они в этом сами убеждаются, что не хватает опыта в работе с материалом, не хватает знаний при работе с чертежами. Поэтому используется принцип: от простого к сложному.
За первый год работы ребята построят простейшие металки, простейшие резиномоторные модели, сделают воздушный змей, вертолет "Муха". Освоят на авиасимуляторе самые первые принципы управления радиоуправляемой моделью. Более умелые, а это уже необходимо с каждым работать индивидуально, смогут и самостоятельно сделать или хотя бы начать радиоуправляемую модель. По желанию каждый мастерить что-то свое, это только приветствуется.
     Кроме основного плана на первый год обучения, готовятся экспонаты для участия в выставках-конкурсах, вместе выбираются темы для образцов.
             В течение года проводятся соревнования, которые включены в основной план работы кружка.  Кроме этого проводятся беседы по истории авиации, была экскурсия в музей Аэрофлота в Шереметьево.
Второй год обучения предусматривает строительство более сложных моделей. Здесь и постройка радиоуправляемого планера, постройка тренировочной радиоуправляемой модели, модели копии. Технологии становятся более сложными, хотя работать продолжаем с тем же материалом. Постепенно включаются в процесс материалы другого свойства и качества. Не смотря на то, что программа рассчитана на два года, в группе занимаются и ученики, имеющие опыт занятий от двух и более лет. Эти ребята уже самостоятельно летают, строят самые разнообразные модели,  и изобретают свои конструкции.
Что самое полезное и ценное в занятиях, так это то, что ребята своими руками делают реальные вещи, видят результат своего труда. Все конструкции проходят путь от начала, когда кроме задумки ничего нет, до самого превращения материала в готовую модель. Мысли, знания и опыт воплощаются в летающие и действующие модели.
             По каждой группе предусмотрено по плану 210 академических часов занятий. Занятия проводятся и в период каникул (кроме новогодних). В занятиях используются аудио и видео материалы.
        
            От того, как проходят занятия, зависит останется ли ребенок в группе, будет ли ему в дальнейшем интересно на уроках. Гибкость в подходе к каждому ученику, своевременная помощь преподавателя в трудный момент, благоприятная атмосфера на занятиях, чувство товарищества и коллективизма, простор для самовыражения – вот основное, что необходимо ребенку. Интересно построенный урок и успех товарища предполагают стремление к достижению цели, конечного результата.
Готовая модель, которую можно, научившись полетам на авиасимуляторе, самостоятельно поднять в воздух – вот та цель, к которой стремятся все ребята, тем более, когда на флаге нашего АМК «Колибри» появится звезда очередного пилота радиоуправляемой авиамодели.
За два три года ученики кружка становятся настолько опытными, что некоторым уже доступно конструирование собственных летающих конструкций.
Опыт работы показывает, что методика преподавания выбрана верно. Об этом можно судить по тому, что наш авиамодельный кружок с каждым годом пользуется все большей и большей популярностью. Все больше ребят приобщаются к интересному хобби, а это значит, что они становятся менее зависимы от навязывания вредных привычек. Как правило такие дети лучше учатся и у них большие перспективы в будущем.
И закончить свою публикацию хочется словами Вараскина В. Н.:
«Всем участникам дополнительного образования понятно, что современные достижения науки и практики требуют адекватной подготовки технического персонала, который необходимо приучать к работе на высокотехнологичном, экономичном и экологически безопасном оборудовании уже с ранних лет.
Декларации о том, что стране нужны подготовленные рабочие являются несостоятельными без обеспечения устойчивого интереса к техническому творчеству. Для этого нужны специальные учреждения дополнительного образования, кружки технического творчества, широкая реклама по привлечению детей и подростков к детскому техническому творчеству. Именно техническое творчество детей и подростков является тем основанием, на котором можно заложить необходимый фундамент для подготовки высококвалифицированного персонала.»

Список литературы:
В.  Н. Вараскин,  «Пять основных правил, способствующих развитию детского технического творчества»;
О. К. Гаевский,  Авиамоделирование, 1964 г.;
«Юный Моделист Конструктор», журналы по техн. творчеству;
«Моделист Конструктор», журналы по техническому творчеству;
«Юный Техник», журналы по техническому творчеству;
И. К. Костенко, Э. Микиртумов, Летающие модели, 1952 г.

 

Детское техническое творчество.
Развитие творческих способностей у детей.

 

                                                                                                          Ретунский В. Л.

Количественный состав учеников АМК "Колибри" 

по школам г.о. Лобня в 2016 - 2017 уч.году


                                                                                                               

Количественный состав учеников АМК "Колибри" 

по классам г.о. Лобня в 2016 - 2017 уч.году


                                                                                                               

Мультик о пользе Здорового Образа Жизни


                                                                                                               

Мои публикации в социальной сети работников образования nsportal.ru

Дополнительное образование История Технология Сценарии праздников

Публикации моих учеников

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
АВИАМОДЕЛИСТ ЛОБНЯ
Сайт радиоуправляемых моделей
     авиамоделистов города Лобня
www.avialobnya.ru
Информация, помощь, обмен опытом
Добро пожаловать в мир моделей!
 
 
ingar68@mail.ru
8-926-112-34-50
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________