Записки руководителя кружка

Странички для родителей

 
 
ingar68@mail.ru
8-926-112-34-50
Дети и мир
     
Дети и мир.
 
     Все приходят в этот мир детьми. И все проходят самую первую школу познания этого мира почти одинаково. Потом условия меняются и каждый уже идет своей дорогой. Но, находясь в обществе, которое окружает  каждого из нас, мы получаем нечто общее и в знаниях, и в воспитании, 
и в поступках. Значение общества, окружения в воспитании и становлении личности огромно. Это аксиома. Окружающее ребенка общество воспитывает себе подобного, давая ему кроме знаний примеры поведения, примеры морали, примеры собственного существования. Главная задача любого общества - самосохранение.Задача не такая простая, как кажется на первый взгляд. Дело в том, что результаты деятельности по организации и сохранению общества проявляются через довольно продолжительный период. Жизнь человека - слишком короткий период. чтобы видеть результаты. 
     Но если говорить о детях, а это собственно то, что сейчас читающего эти строки интересует, то давайте попробуем найти общее в наших суждениях.
   Ребенок всегда интересуется окружающим миром: так это в нем заложено. Именно инстинкт самосохранения неосознанно руководит познанием всего нового и незнакомого. Бесконечные вопросы "почему" и "как" присущи всем детям в определенном возрасте. Учится ребенок достаточно быстро. Возможно, что гены определяют его стремление к познанию, а возможно и прекрасно созданные условия развития, а возможно и то, и другое вместе. Становясь старше, и видя. что его интерес к учебе замечен и поддерживается, ребенок получает положительный толчок к дальнейшему развитию через познание нового.
   Систем обучения достаточно много, скажем чрезмерно много, но элементарные принципы, вокруг которых все и строится, не так уж и многочисленны. 
   Прежде всего, это принцип получения представления о предмете изучения. Для этого нам с детства даны разнообразные органы чувств. они помогают составить полную картину о предмете изучения, показать все его видимые характеристики. Мозг на этом этапе работает не в полную силу: здесь он используется лишь как библиотека, хранилище информации.
       Когда библиотека с возрастом наполняется и полки начинают ломиться от книг, образно говоря, включается этап систематизации полученных представлений об окружающем мире. На этом этапе ребенку необходимы дополнительные знания, которые он стремится получить. чтобы навести порядок в "своей библиотеке". Именно в этот период на помощь приходят социально организованные методы воспитания: ребенок включается в процесс организованного обучения: детский сад, начальная школа.
      На этом этапе ребенок получает уже систематизированные знания, которые сам и пытается самостоятельно осмыслить. Выбирая интересное для себя, он может зациклиться на чем-то ограниченном и перестать замечать, частично или полностью, остальную предлагаемую к изучению информацию, или достаточно вяло реагировать на нее. Здесь важно этот момент "узреть" и сделать все, чтобы заинтересовать остальной информацией. Это трудно, но вполне решаемо. На помощь могут придти и знание психологии возраста, и опыт работы с детьми. Как пример, постараться предложить нечто совершенно новое и необычное, просто похвалить за неординарную работу, помощь, поступок и в дальнейшем именно для него делать на этом акцент.
     Начальные знания, или система начальных знаний, необычайно важны для ребенка: с ними он переходит к другому. более сложному этапу, а именно, накоплению высших, сложных знаний. Я не говорю о высшей математике, до этого еще далеко! Имеется в виду момент, когда ребенок уже осознает себя достаточно самостоятельным. Если предыдущее воспитание построено было правильно, он не станет в данный период отделять себя от близкого окружения, и это очень хорошо! Здесь для него важно почувствовать, что именно близкое окружение помогает ему чувствовать себя достаточно самостоятельным.
     Недостатки и ошибки человечества как раз и заключаются в том, что, 
к сожалению, практически всегда теряется связующее звено познания между прошлым и настоящим. Весь опыт приходится приобретать заново.
         Ребенок очень быстро взрослеет, быстро обучается.  Главное в этот период – заполнить его стремление к обучению нужной информацией. И вот здесь уже от самого общества зависит качество этой самой информации. Общество, которое обучает, состоит из учителей разных направлений и предметов. Получаемые ребенком знания становятся более общими и многогранными. Если суметь преподнести их интересно, взаимосвязано, можно быть уверенным, что интерес к познанию нового у ребенка станет постоянным.
 

 

Мир и семья.

 

      Весь мир для ребенка – это прежде всего его семья. Никогда он не станет разделять эти два понятия, для него они почти равнозначны. Тепло, обучение, поддержка – это семья! Первые шаги и ступеньки в огромный мир – это семья. Здесь закладываются самые первые и самые крепкие черты характера, черты поведения.
      Не стоит удивляться тому, насколько дети разные. Возраст меняется, а заложенные в детстве в семье качества остаются практически неизменными.
     Общаясь вне семьи со сверстниками или с детьми другого возраста, ребенок невольно перенимает другие черты поведения, видя в них нечто полезное для себя. Родители с удивлением вдруг видят изменения в поведении своего растущего чада: положительное приветствуется, все другое отвергается. Здесь без конфликтов не обойтись.  Тот ребенок, которому в семье уделялось много времени именно на воспитание, не будет отвергать точку зрения родителей, пусть даже в душе не соглашаясь с ними. Тот же, кому время уделялось немного или же только на выполнение капризов, вряд ли станет всерьез считаться с чьим – либо мнением. 
      Занятость родителей на работе, загруженность бытовыми проблемами, а это сплошь и рядом, несомненно, увеличивают вероятность постороннего влияния на воспитание ребенка. Зная это, не поленитесь контролировать то время, которое ребенок проводит не с вами: не забывайте, ваши дети растут очень быстро!  Бывает так, что при всей видимости прекрасных отношений ваш ребенок начинает терять те нити, которыми был привязан к вам. Что делать в таких случаях?  Ежедневно и ежечасно восполнять то, что было утеряно в ваших взаимоотношениях!
     Не надо бояться. что ваши дети становятся более самостоятельными – им не быть вечно рядом с вами. Приходит время расставания, переездов, время новых отношений. Если вы всегда понимали друг друга, это останется на всю жизнь. И никогда ваш ребенок не будет противопоставлять такие понятия, как семья и мир.

 

      
 
    

Ребенок и коллектив.

 

     Каждый растущий ребенок нуждается в коллективе. Коллектив – это тоже одна из составляющих огромного мира. Коллектив – это кладовая общих и доступных знаний.
Да, коллективы бывают разные и редко однородно – идеальные. Тем не менее, не надо опасаться влияния чего-либо отрицательного на личность подрастающего ребенка. Здесь мы говорим о коллективе вполне подходящем по духу и нравам для вашего ребенка. 
     Коллектив принимает ребенка с самого юного возраста: во дворе, в садике, в школе. Так же, как коллектив влияет на вашего ребенка, так и ваш ребенок влияет на этот самый коллектив. Так что здесь можно увидеть обоюдную выгоду. Старший,  будь то учитель, воспитатель  или просто прохожий,  сделает доброе дело, если укажет коллективу на положительные  черты  кого - либо, или же, наоборот, на отрицательные – авторитет старшего здесь играет большую роль.
     По роду занятий, находясь в тесном общении с детьми разного возраста, мне прекрасно видно, как происходит становление личности с юных лет. Не надо идти знакомиться с родителями моих учеников – все как на ладони. Понятно, где дети не чураются никакой работой, - а это правильно поставленное воспитание трудом, где дети добры к окружающим, - а это отношения родителей с детьми, друзьями и соседями.
Таких «оттенков» очень много. Стремление к интересному, к познанию, взаимопомощь, бескорыстие, ответственность – присущи  почти всем детям, с которыми я работаю.
      На занятиях приходится постоянно выделять чью – либо работу, поступки.  Сила коллектива в том, что в нем формируется в такие моменты черта подражания чему – либо правильному, что предполагает аналогичное поведение. Все это без не нужного давления и принуждения. Здесь,  скорее всего, играет значительную роль многократное повторение и обращение окружающих на ситуацию. Наш мозг устроен таким образом, что многократное повторение оказывает положительный эффект на запоминание и становление манеры поведения.
      Дети не боятся работы. На первый взгляд может показаться, что у них присутствует нежелание убрать рабочее место после занятий, тем более, если это общее рабочее место. Единицы включаются в процесс уборки сразу – они знают, где стоят щетки, совки и что надо делать. Остальные не понимают, что и как надо делать. Ну не было еще этого в их жизни до настоящего момента, с этим они сталкиваются впервые!  Немного настойчивого объяснения и видишь, что уже все вместе делают так неожиданно ставшую понятной работу. Именно понятной! Ребенок боится именно своего незнания чего – либо.
Великое дело убедить его, что незнание это всего лишь временное явление. Это успокаивает и позволяет не тратить много энергии на переживания. Это трудно и для него, и для руководителя, тем более, когда в одной группе занимаются дети разного возраста.
     С чем столкнулся я в коллективном обучении: приходится ломать стереотипы взглядов, принесенные из младшего возраста. Приходится очень часто заострять внимание на том, что объяснять я буду для всех, а не каждому по отдельности. Многие ждут, когда закончится это объяснение и учитель займется только с ним. При этом все сказанное кому – то попросту пропускается мимо ушей! 
     Радует только одно, пожалуй, нечто такое и самое главное: не смотря на такие трудности,  дети не разочаровываются в занятиях. Они привыкают к коллективу, к новым товарищам, к своему рабочему столику и их тянет сюда снова. Надеюсь, что со временем это даст какой-то положительный эффект и в их совершенно других  делах  и начинаниях.              

 

 

  Ребенок и здоровый образ жизни

 

     Все родители мечтают о здоровом образе жизни для своего ребенка. Это естественно. Интересы, пропагандируемые обществом, не всегда совпадают с намерениями родителей, учителей. Очень часто под видимым доброжелательным ярлыком скрываются интересы коммерческие, антисоциальные. В наше время ребенку бывает невозможно разобраться, что полезно. а что нет. Такое великое изобретение, как интернет часто используется только для развлечения и пустого времяпровождения. 

     Малоподвижный образ жизни плохо сказывается на всех, а на детях в первую очередь. Поэтому большой популярностью пользуются сейчас спортивные секции, занятия танцами, спортивные мероприятия на свежем воздухе - это здорово! Ребенок должен привыкнуть к тому, что здоровье - всему голова. Время, проведенное на свежем воздухе. пожалуй, самое полезное, но проведенное с пользой, а не в пустом безделье и скуке.

     Но - кроме игр и отдыха существует школа, школьные задания, какие-то, пусть и небольшие, обязанности. Родители приводят детей в кружки, секции - дети ищут себя и выбирают то, что им интересно.

     Загруженность детей занятиями сейчас необычайно высока. Использовать свое время правильно у них получается не всегда. В ущерб чему-то время используется не рационально.

     Я не зря начал с того, какое влияние на ребенка оказывает интернет. Знаю примеры, когда на игры тратится не только время, но не малые суммы денег: так все это затягивает. 

     Если говорить прямо - интернет часто используется для навязывания образа жизни, совершенно чуждого и вредного. Виноват ли в этом интернет?

Отнюдь! Просто часто он используется в чрезмерно корыстных коммерческих целях. Почему я делаю упор на интернете, да потому, что в настоящее время ничто не оказывает такого большого влияния на формирование личности, как интернет. Даже телевидение отступает на второй план, я не говорю уже про книги.

     Распорядок ребенка должен строиться, конечно, родителями. Даже не смотря на его плотность (причем ждать выходные не нужно), в нем должны присутствовать и прогулки, и активный отдых, и интересные для ребенка занятия - это то. что дает разрядку, что помогает не переутомляться и зацикливаться на чем-либо. Хорошо сказывается на настроении и общем настрое чтение книг, особенно чтение вслух - к этому стоит приучить ребенка.

     Ребенок часто ждет от старших направляющей команды - старшие все-таки для него авторитет, не надо забывать об этом.  Вас никогда не удивляло то, что порой не слушаясь родителей, ребенок строго следует указаниям тренера или учителя на занятиях? Задумайтесь над этим!    
     Работа, постоянная работа, пока ребенок растет, должна проводиться родителями и теми, кто по долгу работы должен формировать прекрасную личность для общества. Выделяя какие-то наклонности ребенка - я имею ввиду будущие профессиональные черты, - необходимо подчеркивать важность для него многогранности образования, культуры, моральных качеств. Каждый должен уметь вложить в душу ребенка самое лучшее.