Записки руководителя кружка

Странички для родителей

 
 
ingar68@mail.ru
8-926-112-34-50
     В предложении "Как научить быстрее"  - три слова, слово "быстрее" в нашем случае не самое главное, а стоит обратить внимание на "как" и "научить".
В слове "быстрее" будем все-таки подразумевать конечный результат, как более важный фактор. Немного мудрено, но понятно.
     Современные дети знакомы со многими технологиями, кем-то разработанными и преподносимые, как готовый результат - только используй. Алгоритм использования всего этого прост и понятен, стоит только один раз ознакомится - и пользуйся, постепенно осваивая "новые уровни".
     На самом деле в жизни все выглядит несколько иначе. Одно дело быть докой в навязчивом виртуальном мире, но совсем другое чувствовать себя в мире реальном, когда сталкиваешься с вещами простыми, но плохо понятными. Поверьте мне на слово, но я ежедневно сталкиваюсь с неспособностью детей самостоятельно решать самые простые задачи.
     Начнем с того, что когда, работая по плану занятия и подразумевая некоторый начальный уровень знаний у ребенка, объясняешь простейшие операции по изготовлению модели, детали, экспоната видишь, что выполнить их дети не могут. Отсутствуют навыки работы с линейкой. Никто не убедит меня в том, что ученику 4-го класса простительно измерять отрезок по линейк с "1". Это в 4-ом - то классе! Здесь даже не может идти и речи о каких-то допущениях. Причем идет речь о способном и активном ребенке, которого я отмечаю. как очень способного.
     Однажды ради интереса я дал задание всем ребятам разделить рейку на три равные части (участвовали ученики с 3 по 6 класс): никто не смог это сделать правильно! К ученикам 1-ых и даже 2-ых классов другое отношение. Первоклашки - это бывшие детсадовцы, они только - только начинают учиться всему, что есть на занятиях кружка. Второклассники уже поопытнее, но не настолько, чтобы что-то сделать самостоятельно - это в общем. Так вот: и среди первоклассников и второклассников есть ребята, которые все схватывают налету, ясность их мышления поражает. 
Таких единицы.      
    Не думаю, что они настолько способнее остальных, просто воспитание и образование их пошло изначально по другому пути.
А из этого можно и надо сделать вывод, что неумение сделать простейшие вещи определяются не способностью ребенка в определенном возрасте, а методом и правилами его обучения.
     Иногда на уроках в самом начале я начинаю давать "контрольные задания" - дети с удовольствием их выполняют. Задания простейшие, например: вырезать из потолочки (наш самый простой и легко податливый материал) прямоугольник с заданными сторонами и провести ось симметрии. Правильный процент выполнения задания не более 15 процентов. Это лично меня заставляет задуматься. Начинаешь понимать, что тема авиамоделизма на наших занятиях не самое главное - гораздо важнее научить ребенка правильно мыслить, применять на практике те знания, которые в данном возрасте просто обязательны.
     Некоторые дети на занятиях впервые увидели рубанок. Они смотрели на это чудо, как скажем я когда-то смотрел на наш советский луноход. Даже такая мелочь в познании детьми чего-то нового радует.
     Работают дети на занятиях с большим удовольствием! Здесь много причин: это и привыкание к коллективу, и великие планы в самостоятельных постройках чего-то придуманного самим, и многое интересное из того, что им преподносится на новых уроках.
     Потом - желание увидеть результаты своего труда, заставить самолетик полететь и полететь не хуже, чем у других. Дух соревнования и соперничества присутствует и поддерживается. Работают ребята чаще парами, редко самостоятельно - это уже как кому нравится.
     Еще раз привлеку внимание тем, что не забывая поддерживать менее опытных и помогая им, хочу выделить ребят способных с той целью, что они служат примером и доказательством больших возможностей, заложенных в детях, просто это иногда не поддерживается, распыляется на что-то готовое понятное виртуальное.
     Первое пожелание родителям: научите ребенка работать с линейкой.
     
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
     Исходя из вышесказанного, при ведении занятий я теперь делаю упор на обучении самым элементарным вещам. Есть ли это у детей в школьной программе или нет, это не главное. Главное показывать новое, развивать мышление и способность на примерах делать вывод о похожих явлениях в других сферах. Ребенок должен учится мыслить! Не обязательно, что все сказанное сразу станет понятным - оно отложится в сознании и через какое-то время проявится в нужный момент. 
     Мир мы познаем всю жизнь и хорошо, когда ребенок с малого возраста включается в этот процесс. А узнать есть чего и откуда, главное брать то, что потом действительно понадобится. Принцип делу время. потехе час в наше время как никогда актуален.
     Итак, самый главный принцип в нашем случае, когда память ослаблена уже готовыми телефонными "игровыми технологиями" - многократное повторение. От этого никуда не деться. Механическая память - одна из многих возможностей познания и изучения. На занятиях кружка ребята делают по две-три модели, раз от раза совершенствуя свои навыки. Одно и тоже приходится объяснять неоднократно, но установлено правило - объяснение делается для всех. После такого объяснения исключения делаются для самых маленьких. Третьеклассники и более старшие, те, кто не прислушивался, когда слушали все, вынуждены работать самостоятельно: это тоже метод заставить включить свою голову для работы. Да, после пропуска объяснения приходится трудно, но раз от разу вырабатываются внимание, самостоятельное мышление.
    Знания усваиваются в процессе занятия, причем каждый усваивает их самостоятельно и по-своему. Самое главное - увидеть. что эти знания "прижились". И важно практически уметь применять полученные новые знания.
     Что важно в процессе обучения не забывать и постоянно контролировать: обязательно чувствовать настрой каждого из учеников на выполняемую работу. плохо. если ребенок разуверится в себе и в своих способностях и попытается найти для себя совершенно в другом месте более легкое занятие, навсегда забыв о своей мечте. Поэтому своевременная помощь, поддержка и похвала помогут поверить в себя. Ребенок должен видеть, что в коллективе он наравне со всеми, его статус поддерживается преподавателем - это успокаивает и вселяет надежды на успех.
     Сохранить состав группы в процессе всего обучения не так-то просто, в группе, как я уже говорил, занимаются дети разного возраста и с разными способностями. Необходимо, при всем стремлении следовать общему плану, программе обучения, работать персонально с каждым, поддерживать его задумки, его методы и решения поставленных задач. объясняя и делая упор на более рациональных и правильных решениях.
     Это дает свои положительные плоды. Коллектив учеников достаточно сплочен, присутствуют элементы взаимопомощи, дети всегда выручают друг друга и делятся материалами, инструментами. Процент сохранения состава очень высокий - более восьмидесяти процентов.
     
     
     
Как научить быстрее